Глава 1. Книжная торговля: вызовы времени и перспективы

2010.12.25

© Кира и Рубен Канаян,
специально для проекта Mallru.ru

Россия всегда была одной из самых читающих стран мира. Люди читают книги, журналы, газеты не только дома, но и в метро, общественном транспорте, в кафе, парках, различных местах проведения досуга. В среднем читающий человек в течение всей жизни прочитывает от 5 до 15 000 книг. В России количество книжных магазинов, от киосков до гипермаркетов, насчитывает более 10 000. Читают с бумажных носителей, электронных планшетов, мобильных телефонов.

Сегодня стало возможным приобрести любое литературное произведение в электронном формате. С появлением планшетных компьютерных устройств для чтения книг, а также началом их массового распространения можно всерьез задуматься над тем, что ожидает книжную торговлю в том виде, в каком она существует сегодня. Как скоро настанет неизбежная реформация всей книжной индустрии не только в России, но и во всем мире? В нашей беседе мы поговорим на тему, которая уже давно вызывает много споров, мнений и прогнозов – Есть ли перспективы развития у книжной торговли? Какие вызовы бросает время современному рынку книг?

Уже несколько лет ведутся постоянные дискуссии между сторонниками развития современной электронной книги и теми, кто против перевода книг в «цифру» и за сохранность печатного производства литературы.

Что предшествовало современным форматам книжной торговли, какие возможные процессы будут происходить на книжном рынке, вытеснит ли ее с рынка электронная книга, и, если это произойдет, что придет на смену традиционным книжным магазинам?

История (советское время, перестройка, развал Союза, новое время)

Книжная торговля во времена Советского союза занимала значимое место: открывались новые книжные магазины, библиотеки, постоянно расширялся ассортимент. На одну душу населения выпускалось до 10 книг. Однако внешнее благополучие книжной индустрии имело свои «подводные камни». Для советского книжного рынка тех лет было характерно изобилие невостребованных книг. Больше 40% изданий в Советском союзе были ведомственными, производственными. Книги содержали материалы какого-нибудь очередного пленума Политбюро ЦК КПСС. Эти издания печатались в типографиях по ускоренной программе. Сам процесс носил название «Молния». Распространенным было явление, когда выпускались книги, «написанные» людьми, занимающими руководящие посты. Формулировка к книге «Издание доработано и дополнено» значила, что автор получал дополнительный гонорар, при этом фактически, дополнений и доработок могло вообще не быть. Статистика печати предоставляла отчеты о количественных характеристиках издания книг, брошюр, газет и журналов. Книжная палата СССР регулярно издавала ежегодники «Печать СССР в …году», а также по пятилеткам и к юбилейным датам. В тот период книжные издательства «не чувствовали» экономической выгоды, они работали «на склад» и на «макулатуру».

Но, несмотря на большую загруженность книжных магазинов партийной литературой и идеологически правильными, но малосодержательными профессиональными изданиями, существовал большой дефицит художественной литературы. К дефицитным изданиям относились романы А.Дюма, произведения Пикуля, Булгакова, Дрюона. Считалось очень престижным иметь произведения этих авторов. А по корешкам книг можно было определить ценность домашней библиотеки. Для того чтобы получить желаемое произведение, населению приходилось сдавать от 20 до 25 килограммов макулатуры, и после этого можно было получить бесплатно одну книгу. Например, большой ценностью в то время обладала книга «Мифы народов мира», состоящая из двух томов. В Советском союзе это была единственная доступная энциклопедия по мировым религиям и философским воззрениям разных стран.

С началом перестройки на книжном рынке произошли глобальные для того времени перемены. В продажу стали поступать так называемые запрещенные в СССР издания: книги сексуального содержания, мистика, запрещенная философия, «антисоветчина». В этот период книжная торговля начала приобретать коммерческий характер.

В период развала СССР, книжная торговля потерпела так называемый общий «обвал». Наиболее пострадала учебная и научная литература.

Однако в этот же период резко возросло издание переводной литературы. Основными переводами были переводы с английского. Следующие за ним переводы с французского и немецкого. Однако качество этих книг оставляло желать лучшего, поскольку чаще всего это были подстрочники.

После распада Советского Союза процесс продажи книг перешел в так называемые «развалы» и книжные ярмарки. Например, в Москве одной из популярных ярмарок была ярмарка в «Олимпийском». За вход приходилось платить, однако посетителей от этого меньше не было. Ни для кого не секрет, что в это время самой уязвимой в денежном вопросе оказалась наиболее образованная аудитория, т.е. те люди, которые в Советское время были основными покупателями книжных магазинов. В лихие девяностые книжный рынок потерял основную часть данной группы потребителей.

Ассортимент книжных магазинов не расширялся. Многие торговали «запасами», оставшимися еще с Советского времени. Книги продавались в киосках, с латков. При этом было очевидно, что дальнейшее развитие книжного рынка требует значительных изменений во всей структуре. И ключевым моментом стала именно реализация издаваемых книг – книжная торговля, которая впоследствии повлияла на формировании всего Российского книжного рынка.

Одним из главных моментов в «возрождении книжной торговли» стало формирование книжных сетей традиционного формата. В более поздний период появились и смешанные форматы, например, сети фирменных магазинов «Союз», «Хит-зона», «Буквоед», «Республика». В этих магазинах кроме книг покупателям предлагается широкий ассортимент медиа-продукции.

К нестандартным форматам книжных магазинов можно отнести торговую сеть «Республика». В основе концепции лежит принцип клуба, в котором проводятся тематические вечера, устраивают праздничные мероприятия, пресс-конференции известных музыкантов писателей, презентации книг, фотосессии и дегустации новых блюд от шеф-повара «республиканского» кафе. Основу ассортимента «Республики» составляют книги – от классических произведений до специализированных узкопрофильных сборников и справочников. В товарное предложение магазина входит продажа музыкальных дисков, фильмов DVD, канцелярских принадлежностей, дизайнерских аксессуаров, виниловых игрушек, парфюма, гаджетов, спутников I-pod. К услугам посетителей зона просмотра книг, устройства для прослушивания дисков и просмотра DVD-фильмов.

Первый магазин сети «Республика» был открыт в Москве в 2006 году. Это был первый книжный магазин, работа которого велась круглосуточно. Сегодня в Москве функционирует 10 магазинов «Республика».

Магазины такого типа впервые появились в США в конце 19 века. Магазин «Barns&Nobles» имел такую же популярность как сегодня «Республика» в Москве. В конце 80-х годов 20-го века, магазин подобного формата появился в Берлине и назывался «Vinobiblioteka». В нем собирались люди, чтобы попить вина и почитать книги. Широкую популярность нестандартные книжные магазины приобрели в 90-х годах в Европе: Барселона, Марсель, Париж, Амстердам, Прага.

Владельцы таких магазинов постоянно проявляют свою фантазию, расширяя круг возможностей и услуг для покупателей.

Глава 1. Книжная торговля: вызовы времени и перспективы

Глава 2. Книжная торговля: новые технологии и появление электронных книг

Глава 3. Книжная торговля: что придет на смену печатной книги и книжным магазинам?