Tesco

Мария Озмитель,
специально для проекта © MallRU

26 октября 2009 г.

«Tesco» – крупнейшая розничная сеть Великобритании. По обороту и количеству магазинов является четвертой в мире. Руководитель компании – сэр Терри Лихи. Главный офис расположен в городе Чесхант, графство Хартфордшир. На конец 2009 только в Великобритании в управлении компании было 2700 торговых объектов. Помимо этого магазины компании «Tesco» функционируют в Ирландии, Таиланде, Чехии, Южной Корее, Японии и США. «Tesco» использует различные торговые форматы – гипермаркет, супермаркет, магазин у дома и т.д.

История «Tesco»

Британский предприниматель Джек Коен основал «Tesco» в 1919 году. Первоначально это был небольшой магазин на востоке Лондона. Бренд «Tesco» появился в 1924 году. TES происходит от названия компании T.E. Stockwell, которую приобрел Джек Коен, вторая часть CO – это две первые буквы его фамилии.

Первый магазин «Tesco» был открыт в 1929 году, первый магазин самообслуживания открылся в Сант-Албанс в 1951 году. «Tesco» стабильно развивалась и к концу 1960-ых годов и владела уже 800 магазинами. В 70-х годах 20-го века «Tesco» удалось повысить свои активы на рынке на 4%. В конце 80-х компания приобрела 40 супермаркетов «Hillards» на Севере Англии за £220 миллионов. В 1994 году компания купила сеть супермаркетов «William Low». Это позволило «Tesco» успешно закрепиться на рынке Шотландии.

Формирование народного бренда состоялось потому, что владельцы и менеджеры «Tesco» лучше других поняли желания, капризы и механизмы принятия решений британских потребителей.

Ярослав Романчук, «В поисках экономического чуда»

В 2002 году «Tesco» стала владельцем 13 супермаркетов ХИТА в Польше. В этом же году после приобретения T & S Stores, компания стала владельцем 870 мини-маркетов в Великобритании. В июне 2003 года «Tesco» стала владельцем сети магазинов в Японии и приобрела основную часть акций турецкой сети супермаркетов «Kipa».

Деятельность «Tesco»

Первоначально компания специализировалась на продаже продуктов питания. Позднее магазины «Tesco» включили в свой ассортимент группы одежды и бытовой электроники, а также стали оказывать финансовые и интернет-услуги. В 1995 году компания для своих клиентов ввела «Клубную карту», обеспечивающую постоянное обновление и пополнение общей базы данных «Tesco». Владельцам клубных карт предоставляются различные постоянные и сезонные скидки.

Систематизация и анализ огромной информационной базы, получаемых дает компании возможность создавать индивидуальные скидки на товары частого спроса, отправлять адресные оповещения об акциях, формировать максимально эффективную выкладку в магазинах. Компания постоянно совершенствует методы статистического учета, направляя силы в основном не на привлечение новых посетителей, а на поддержание лояльности постоянных покупателей.

«Лояльность появляется тогда, когда предприятие в достаточной степени понимает жизнь клиента и приносит ему пользу».

Сэр Терри Лихи, руководитель компании «Tesco»

Форматы магазинов «Tesco»

Гипермаркеты «Tesco» (называются также «Tesco-Extra») имеют единый стандарт. Большинство из них расположено в пригороде или на окраинах больших и средних городов. Типичная площадь гипермаркетов более 6 000 кв.м.

Магазины «Метро Tesco» являются чем-то средним между гипермаркетами «Tesco» и магазинами «Экспресс Tesco». Они чаще всего расположены в центре города, на главных улицах. Типичный размер составляет 1 100 кв.м.

«Tesco-Express» – это самые маленькие магазины сети со средней площадью 125-350 кв.м.

Одним из главных направлений компании является продажа через интернет. Ресурс Tesco.com управляет самым большим в мире выбором товаров народного потребления, телекоммуникаций и финансовых услуг в режиме онлайн.

Отечественным ритейлерам будет очень полезен опыт «Tesco» как многоформатной сети. Когда розничная сеть выходит на новые рынки, очень важно определить, какой формат будет наиболее востребованным на этой территории.

Кира и Рубен Канаян, «Торговая недвижимость. Вызовы времени и перспективы»

В 1997 году компании «Tesco» и «Esso» («Exxonmobil») заключили договор, в котором говорилось об организации бензозаправочных станций на территории некоторых магазинов «Tesco». В свою очередь, «Esso» будет осуществлять продажу топлива через магазины «Tesco». На сегодняшний день в Великобритании более, чем 600 магазинов «Tesco» имеют бензозаправочные станции компании «Esso».

Глобальный экономический кризис приостановил продвижение «Tesco» по миру. Запланированный на 2008-2009 год энергичный вход на американский рынок супермаркетов «Fresh&Easy» замедлился, но к концу 2009 года планируется увеличить количество открытых в Соединенных Штатах магазинов до 200.

Помимо ритейла в деятельность компании входит также совместное с Royal Bank of Scotland управление банком «Tesco Personal Finance».

На сегодняшний день общая численность постоянного персонала компании составляет около 400 тыс. человек. Несмотря на экономическую напряженность в 2009 году компания «Tesco» заявила о создании 10 000 новых рабочих мест.

Экспансия «Tesco» вызывает достаточно сильное противодействие со стороны других ритейлеров Британии. Владельцы менее крупных торговых объектов создали объединение активных противников компании – «Tescopoly», которые пытаются раскрывать засекреченные условия поставки товаров, приемы работы с персоналом, разрушить имидж торговой сети. Гипермаркеты «Tesco» обвиняются в многочисленных нарушениях условий труда, пропаганде нездорового питания, загрязнении окружающей среды, дестабилизации рыночной ситуации.

«Tesco» в России

В 2008 году обсуждались планы выхода английского ритейлера на российский рынок. Известно, что компанией проводились активные исследования и поиск подходящей торговой недвижимости для своих магазинов, рассматривалась возможность франчайзингового партнерства в России. Однако в самой компании планы по выходу на российский рынок пока не комментируют.

Основными конкурентами для сети «Tesco» в России станет отечественная компания X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), немецкий холдинг METRO Group («METRO Cash & Carry», «Реал») и только пришедшая на рынок французская компания «Carrefour».

(Данные о компании в статье приведены по состоянию на октябрь 2009 года.)/p>